Cтарый Московский цирк на Цветном бульваре - один из самых старейших цирков России. Сто с лишним лет назад, в 1880 году, это здание на Цветном бульваре построила для цирка Альберта Саламонского контора купца Данилова. Говорят, первый рубль, вырученный за билет, Саламонский вставил в рамку и повесил в кассе. Когда 20 октября 1880 года цирк принял первых зрителей, там было пять рядов кресел, ложи, бельэтаж, вторые места с деревянными ненумерованными лавками и стоячая галерея. Потом здание не раз подстраивалось и достраивалось, но весь свой долгий век служило цирку.
Самые знаменитые артисты выступали на его манеже. Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Лазаренко, Вильмямс Труцци со своими вышколенными лошадьми. Непревзойденные прыгуны Сосины. Первокалссные жокеи Василий Соболевский и Герберт Кук. Грациозная танцовщица Марта Сур. Акробаты Океанос. Несравненные эквилибристки сестры Кох. Знаменитый "хитрец" Кио, завороживший всех мальчишек. Цирк прославили его знаменитые режиссеры, и каждый был неутомим в поиске. Арнольд Арнольд привел клоунов в таинственный аттракцион Кио. Борис Шахет заставил изящных танцовщиц сделать своими партнерами громадных корниловских слонов. Успеху цирка во многом способствовала работа в нем Художественного руководителя Ю.С.Юрского, который прогремел своими театрализованными парадами-прологами, главного режиссера М.С.Местечкина, режиссера-постановщика А.Г.Арнольда, директоров Н.С.Байкалова и А.В.Асанова.
Художественный руководитель студии циркового искусства Изяслав Немчинский создал на московском манеже подлинное откровение века - "Медвежий цирк" Валетниа Филатова. Марк Местечкин в одну прекрасную зиму заставил клоунов с наружного циркового балкона, или, как его называли в старину, рауса, распевать на весь Цветной бульвар озорные куплеты:
Цирки строили на рынке - Такова история.
Мы живем не по старинке - Рынок к нам пристроили.
Цирк на Цветном бульваре и в самом деле жил и работал не по старинке. Он все время вел поиск. Поиск новых номеров. Поиск новых спектаклей. Поиск новых имен. В 1919 году по декрету В.И.Ленина цирк был национализирован. Бывший цирк Саламонского стал первым государственным цирком.
Этот по-домашнему уютный цирк, где, как никогда часто, рождатся молодое, в разное время открывал нам имена дрессировщиков Сарвата и Ольги Бегбуди, эквилибристов Леонида Костюка и Алексея Сарача, жонглера Сергея Игнатова, воздушных гимнастов Надежду Дроздову, Валерия и Юрия Пантелеенко.
Можно сказать, что московский цирк уже давно стал постановочным, выпуская на цирковой конвейер новые номера, аттракционы, спектакли, большие пантомимы, специальные детские представления. Здесь в конце пятидесятых годов восстановили водяную пантомиму. Один за другим появились три спектакля - "Юность празднует" (1956), "Счастливого плавания" (1059), "Карнавал на Кубе" (1962). Здесь же надежно утвердились детские спектакли, которые как правило, идут в дни каникул.
И какой уважающий себя цирк обойдется без собственных клоунов! Здесь началась неувядаемая слава Карандаша. В те годы "Правда" давала объявления театральной Москвы. И каждый день лишь одна строка среди них была неизменной: "На манеже - Карандаш". Не единожды выступал в старом цирке "солнечный клоун" Олег Попов. В 1946 году была создана студия клоунады. Много ее питомцев вышло в разные года на манежи страны. Юрий Котов и Борис Романов. Леонид Куксо, Собачий Айболит Александр Попов, руководитель собачьего "хора" Сергей Боуслаев... На московском манеже засияла звезда Леонида Енгибарова, который называл себя заочным учеником Чарли Чаплина. Он вдохновенно показывал людям свои, похожие на сказки, мимические сценки. Его называли "клоуном с осенью в сердце".
Но бесспорно, самыми знаменитыми клоунами, которых московский цирк подарил свету, стали студийцы второго выпуска Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Иной раз только ради них люди брали билеты в цирк, не обращая особого внимания, кто еще значится в программке. Во время войны 1941-45 гг. цирк не прекращал свою работу. Работали номера, ставились новые программы. Особое место в постановках занимали трюковые эпизоды, связанные с военными действиями. На арене, в знаменитой пантомиме "Трое наших", происходили бои мотоциклистов, борьба за лошадь, акробатическая клоунада двух немецких солдат. В финале на манеж выезжал настоящий танк и давил вражеские доты. В клоунских репризах блестящего клоуна Карандаша в гротесково-сатирическом стиле высмеивались фашистские вояки.
В 1983 году руководство цирком принял Народный артист СССР, знаменитый клоун и артист Юрий Никулин. 13 августа 1985 г. состоялось последнее представление в старом здании цирка. Это представление стало грандиозным запоминающимся событием для всех москвичей. После этого старое здание было сломано.
19 октября 1987 года была произведена закладка первого камня для строительства нового здания, и туда же замурована капсула. А через несколько лет, 29 сентября 1989 г. состоялось открытие нового здания Старого Московского цирка программой "Здравствуй, Старый цирк!" (режиссеры В.Крымко, Н.Маковская).
В июле 1996 г. Главным режиссером цирка был назначен Заслуженный деятель искусств Валентин Гнеушев. В декабре 1996 г. после 75-летнего юбилея Юрия Никулина цирку было присвоено имя "Московский цирк Никулина на Цветном бульваре". В августе 1997 г., после кончины Ю.В.Никулина, Генеральным директором был избран его сын Максим Никулин.
В новом здании цирка сейчас современное техническое оснащение, по-новому оборудованы административные кабинеты, гримерные, помещения для животных, словом, всю внутреннюю часть. Необыкновенно красивым стало новое зртительское фойе. Зрительный зал, лишь с небольшими изменениями, постарались воспроизвести также как он был до реконструкции. Сегодня Старый Московский цирк на Цветном бульваре по-прежнему готов принять более 2 000 человек.